Почему украинские аэропорты так медленно развиваются

Бізнес
Налаштування
  • Дуже маленький Маленький Стандартний Збільшений Великий
  • Стандартний Helvetica Segoe Georgia Times

Низкие неавиационные доходы являются основным препятствием развития украинских аэропортов, - считает эксперт

Низкая доля поступлений от неавиационной деятельности в общей структуре доходов является основной проблемой украинских аэропортов, влияющей на их конкурентоспособность. Об этом заявил экс-заместитель министра инфраструктуры, директор программы «Инфраструктура» АЦ «Украинский институт будущего» Владимир Шульмейстер.
«EBITDA маржа в неавиационных доходах является гораздо большей, чем в традиционных видах поступлений и составляет около 50%. Для сравнения: маржа от авиационных доходах редко превышает 11-13%, а от хендлинговых услуг она составляет в среднем всего 10%», - рассказал г-н Шульмейстер. Поэтому, аэропорты всего мира в первую очередь стремятся увеличивать долю поступлений от неавиационной деятельности.
В частности, у главных «воздушных ворот» страны – МА «Борисполь» - неавиационные доходы в общей структуре составляют 16%. В тоже время в среднем, в европейских аэропортах, эта доля составляет 36%. У аэропорта «Франкфурт» – 40,4%, лондонского «Гатвика» – 47,5%.
А, например, у группы TAV неавиационные доходы составляют до 55,8% (TAV Airports Holding - оператор 17 аэропортов в Саудовской Аравии, Турции, Грузии, Тунисе, Македонии, Латвии и Хорватии).
В денежном выражении, «Борисполь» получает $2,4 неавиационного дохода от каждого пассажира, а среднеевропейский показатель составляет $11 от пассажира. При этом неавиационный доход аэропортов «Франкфурт», «Хитроу» и «Шарль-де-Голль» доходит до $20 от каждого пассажира.
Более всего разница заметна на таком источнике финансирования аэропортов, как поступления от аренды магазинов Duty-free. У «Борисполя» они равны всего $1,3 с пассажира, а, скажем, в «Хитроу» - $10,7.
При этом, Владимир Шульмейстер подчеркнул, что тезис о высоких размерах авиационных сборов в украинских аэропортах, как главное препятствие для прихода лоукост-компаний – не более, чем миф. По его данным, авиационный доход от одного пассажира в том же «Борисполе» составляет $10,7, при том, что среднеевропейский уровень - $17.
Скажем, в «Борисполе», аэропортовый сбор с одного пассажира – $13, ставка сбора за взлет-посадку - $10,5 за каждую тонну веса. В аэропорту Варшавы аналогичные ставки составляют $15,84 и $10,56. В МА «Харьков» за взлет-посадку взимают $13,5/т, а в аэропорту Каунаса - $15,1. Львовский аэропорт взимает пассажирский сбор в размере $11/чел., а в Кракове аналогичная ставка составляет $11,9.
Таким образом, констатирует Владимир Шульмейстер, отечественные аэропорты абсолютно конкурентоспособны по основным видам авиационным сборов. Другое дело, что низкие неавиационные доходы не дают возможности «для финансового маневра».