Перейти к основному содержанию

Жаркое лето-2017

пн, 07/17/2017 - 08:31

Вячеслав Мироненко,  главный редактор журнала БИЗНЕС

Июль оказался жарким в прямом и переносном смыслах. Причем главными темами среди предпринимателей были бизнес-климат в Украине (точнее — его трансформация и излишняя политизированность) и конфликт между ирландским лоукост-перевозчиком Ryanair и государственным предприятием “Международный аэропорт “Борисполь”. И в том, и в другом случае не последнюю роль сыграли чиновники высшего ранга.

Ситуацию с бизнес-климатом обнажил скандал с народными депутатами Бориславом Розенблатом и Максимом Поляковым, которые, по мнению руководителя Специализированной антикоррупционной прокуратуры Назара Холодницкого, решали вопросы получения лицензий и снижения ренты для компаний, ведущих добычу янтаря.

Недельная сага о снятии неприкосновенности с других их коллег — народных депутатов лишь усугубила ситуацию. Весь мир увидел, что украинский парламент, во-первых, стал площадкой для решения вопросов тех или иных конкурирующих политико-бизнесовых группировок, узаконив лоббизм (коррупцию), а во-вторых, превратился в ничего не решающее собрание людей.

Парламентарии один за другим оказываются в эпицентре коррупционных скандалов. По этому поводу народный депутат Сергей Лещенко сказал, что Верховная Рада остается биржей, где людей разменивают на чемоданы денег.

Не остаются в стороне и европейские политики. Глава представительства Европейского Союза в Украине Хьюг Мингарелли в ходе панельной дискуссии Национального экспертного форума “Точки роста” заявил, что неэффективная работа Верховной Рады замедляет процесс проведения украинских реформ. Дипломат со свойственной ему “завуалированностью” намекнул, что в украинском парламенте очень много людей, защищающих собственные интересы и блокирующих процесс реформ.

Европейские политики все чаще не церемонятся, критикуя Украину за имитацию ею антикоррупционной деятельности. Главными палачами украинского государства, по их мнению, выступают плутократическая политическая элита и охлократия.

Неужели за три года мы не только потеряли часть территории, но и построили крепкое плутократическое государство с элементами охлократии? То есть политический режим, где решения правительства определяются мнением не всего народа, а влиятельного класса богатых людей, и при этом существуют глубокое социальное неравенство и низкая социальная мобильность. Может ли бизнес работать в таких условиях — вопрос риторический.

Второй самой обсуждаемой темой стал скандал вокруг экономического договора двух субъектов хозяйствования — ирландского лоукост-перевозчика Ryanair и государственного предприятия “Международный аэропорт “Борисполь”.

Этот конфликт в который раз показал, как последствия некомпетентности государственных чиновников перекладываются на субъектов хозяйствования и частные компании, подрывая репутацию последних.

Я не поклонник “Международных авиалиний Украины”, и у меня, как у потребителя, много вопросов к сервису и тарифной политике этой авиакомпании. Но втягивание компании в конфликт, чтобы снять вину с Мининфраструктуры и Кабмина, — это, как минимум, неэтично и непрофессионально.

Министр инфраструктуры Владимир Омелян не должен был без веских доказательств обвинять руководство “Борис­поля” в защите бизнес-интересов “МАУ” и “МАУ” в том, что блокированием выхода Ryanair она пытается сохранить монопольное положение на авиарынке Украины.

К тому же в интервью журналистам авиаперевозчики рассказывают другую историю. “МАУ”, наоборот, был выгоден данный контракт, так как юристы компании уже были готовы на основании законодательства о защите экономической конкуренции добиваться пересмотра ставок и условий в “Борисполе”, что позволило бы украинскому перевозчику снизить цены на билеты и еще больше укрепить свои позиции в ряде направлений.

И “МАУ” была не единственной компанией с подобными намерениями. Коллективный иск рассматривали и международные авиакомпании. И “Борисполь” вынужден был бы пойти на уступки.

Теперь считаем потери. Только от обслуживания Ryanair аэропорт недополучил бы 2 млрд грн. в год, при пересмотре тарифов для “якорных” перевозчиков эта сумма возрастает еще больше. Уменьшение ставки пассажирского сбора с $17 до $13 для всех авиакомпаний (и это не ожидаемые Ryanair $7,5 за одного пассажира) это еще минус 360 млн грн.

Вряд ли Кабмин (а точнее — бюджет и налогоплательщики) согласится дотировать бориспольский аэропорт на еще большие суммы. Получается, что мотивы сорвать контракт был скорее у государства, нежели у частного бизнеса.

Косвенно это подтвердил и Павел Рябикин, генеральный директор аэропорта “Борисполь”, который заявил, что действовал в рамках той тарифной сетки и приказов, которые утверждены Мининфраструктуры и Кабинетом министров. Поэтому в данном конфликте обвинять аэропорт или “МАУ” нельзя.

Общество и так негативно настроено к предпринимателям и бизнесу в целом, а государство лишь поддерживает эти настроения, регулярно вбрасывая в общество спекулятивные месседжи. Поэтому правительству предстоит кардинально пересмотреть свои действия и заявления, чтобы бизнес стал партнером государства и начал ему доверять и поддерживать реформы в стране.

 

Читайте також

«…Время гендерных стереотипов… в бизнесе прошло»

пн, 01/11/2021 - 18:43
История знает немало династий, развивающих семейное дело на протяжении столетий. Возможна ли такая традиция в молодом украинском бизнесе? Ведь зачастую дети крупных предпринимателей в нашей стране избегают публичности и остаются в тени своих родителей.

Ірина Калініченко: “Криза стимулювала нас змінюватися ще швидше, ніж ми планували”

пт, 12/04/2020 - 15:46
HRD “Датагруп” Ірина Калініченко — про вакуум колективної взаємодії, про зміну вимог до підбору персоналу та як залишилися ефективними, незважаючи на карантин.

Маргарита Короткова: “Наша стратегія — постійний розвиток компетенцій персоналу”

пт, 12/04/2020 - 13:44
Директорка з управління персоналом і соціальної політики НАК “Нафтогаз України” Маргарита Короткова — про те, як їм вдалося не спинити жодного проєкту через кризу, автоматизовану систему управління талантами та порозуміння з профспілками.

Віолетта Девіцька: “Активне зростання, амбітні цілі, безпека персоналу, навчання, відкритість, постійна комунікація — наші пріоритети”

чт, 12/03/2020 - 13:40
Лідер HR-спільноти компанії MAY-Ukraine Віолетта Девіцька — про те, як створює найкращу в світі команду, про важливість навчання у кризу та стратегічну єдність.

Оксана Олійник: “Київстар” — колектив, який прийняв нові реалії і зберіг ефективність”

чт, 12/03/2020 - 09:10
Директорка з управління персоналом та розвитку організації “Київстар” Оксана Олійник — про те, як організувати 3,5 тис. персоналу у коронакризу, програму NoStress та систему бадді.

Олена Зубарєва: “За час пандемії масштаб “Екошколи” збільшився у 10 разів”

ср, 12/02/2020 - 11:29
Керівниця департаменту корпоративних комунікацій та сталого розвитку АТ “Фармак” Олена Зубарєва — про важливість екологічної освіти для дітей та чому бізнесу потрібно жертвувати на це гроші.