Итоги медийного 2016 года: мнение лидеров рынка

Эдуард Мане, фрагмент картины «Бар в Фоли-Бержер», 1881-1882
1320
Эдуард Мане, фрагмент картины «Бар в Фоли-Бержер», 1881-1882

Максим Лазебник, генеральный директор Всеукраинской рекламной коалиции и Александр Гороховский, СЕО Dentsu Aegis Network Ukraine ответили на вопросы о перспективах отрасли в грядущем 2017 году с учетом динамики ее развития в году нынешнем.

Александр Гороховский Максим Лазебник



Что, на ваш взгляд, изменилось на медийном рынке за 2016 год в сравнении с 2015?

АГ: В первую очередь, изменилась динамика развития медийного рынка: отрицательная 2015 года сменилась на очень положительную 2016. Впервые за 15 лет внутренний прогноз нашей группы Dentsu Aegis Network Ukraine по рынку был более позитивным, чем прогноз ВРК. Это еще не означает, что в экономике Украины уже все в порядке, но точно отражает ожидания рекламодателей от недалекого будущего.

МЛ: В 2016 году все медиаканалы показывают рост бюджетов. Телевидение, радио, наружная реклама, интернет выросли более чем на 30% каждый, в сравнении с прошлым 2015 годом. Даже печатные издания, потерявшие былую популярность у рекламодателей с развитием digital-технологий и носителей, в этом году стали чувствовать себя увереннее. Вполне оптимистично рекламная индустрия встречает и наступающий год. Только бы политика не подпортила эти благостные ожидания.

Какие ключевые события отрасли и факты вы можете отметить?

АГ: Для нашей коммуникационной группы очень важным событием стал тот факт, что отрасль, в лице ВРК, признала нас лидером по обслуживаемым клиентским оборотам по итогам 2015 года. В 2016 наш отрыв от конкурентов только увеличился. Еще два года назад мы начали работать над процессом трансформации Dentsu Aegis Network Ukraine. И мне очень отрадно видеть, что этот тренд в 2016 подхватили наши коллеги из других коммуникационных групп: приятно понимать, что ты на год-два впереди конкурентов, а они пытаются повторить твои успешные инициативы.

МЛ: Революционных событий в медиа и рекламе в этом году я, пожалуй, не вспомню. Могу только выделить укрупнение нескольких ведущих рекламных холдингов. У кого-то это произошло вследствие общемировых структурных преобразований, кто-то приобрел новых игроков, кто-то начал создавать новые подразделения с нуля. Но в любом случае, это означает дополнительные экспертизы в портфеле холдингов, лучшие сервисы для клиентов. Впрочем, укрупнение и так уже крупных совсем не означает уход с рынка мелких. Возможно, большую специализацию последних, но точно не смерть.

Изменилось ли распределение бюджетов рекламодателей по различным направлениям медийного рынка?

АГ: Год назад я давал прогноз о том, что рост бюджетов в digital в 2016 году будет идти опережающими темпами и составит более 20%. На самом деле рост digital-сегмента по итогам года будет еще выше. Но самый впечатляющий рост в 2016 году показало спонсорство на ТВ. Только в нашей группе оно выросло в несколько раз, в сравнении с 2015. Думаю, на рынке рост пониже, но также самый заметный и впечатляющий.

МЛ: Рекламно-коммуникационная индустрия Украины живет и развивается вполне в соответствии с общемировыми трендами. Если у всех растет мобильная реклама, то и у нас. Если во всем мире бум на брендированный контент, то и наши клиенты все чаще создают свои собственные телепередачи. Конечно, есть и отличия, но они в большей степени связаны с ценами, насыщенностью категорий, конкуренцией, покупательской способностью и т.д., но не с векторами развития.

Ваш идеальный рекламный рынок: чего ему не хватает и какие шаги можно предпринять для его развития в 2017?

АГ: Идеального рынка не существует и никогда не будет существовать. У каждого участника свои пожелания, потребности и недовольства. Медиа считают, что их недооценивают. Агентства жалуются на снижение уровня комиссионных выплат. Рекламодатели уверены, что переплачивают за медийное размещение и работу агентств. У каждого своя правда. Если мы больше будем прислушиваться друг к другу, лучше понимать проблемы и запросы каждого участника процесса, рынок от этого только выиграет. Но все еще будет далек от моего идеала.

МЛ: Мне кажется, отвечая на предыдущий вопрос, я ответил и на этот. Одна из самых бедных стран Европы (или уже самая бедная?) не может иметь «идеальный» рекламный рынок. Рост экономики, приход инвестиций в страну, борьба с коррупцией и теневыми потоками и, как следствие – оглушающий спрос на рекламные услуги высококонкурентного легального рынка. Вот чего не хватает для счастья украинскому рекламисту. Да и не только рекламисту. от этого только выиграет. Но все еще будет далек от моего идеала.