ТЦО: руководство для бизнеса

Виллем Клас Хеда,
618
Виллем Клас Хеда, "Банкет с мясным пирогом", 1635

Пять методов решения проблем в сфере трансфертного ценообразования

Многие компании, занимаясь внешнеэкономической деятельностью, абсолютно не задумываются о планировании и проведении своих сделок сквозь призму контроля за ТЦО. Контракты заключены, деньги и товары перемещены, прибыль получена – отлично! Год заканчивается и осуществлённые операции предприятия попытаются втиснуть в рамки требований законодательства по ТЦО. Постфактум разыскивается информация по «неправильным» юрисдикциям контрагентов, по связанным лицам, по ценам итд, короче, возникает лёгкий сумбур и паника. Времени до подачи отчета оказывается катастрофически мало. ТЦО – это ведь не только минимизация базы налогообложения. Политику и процедуры ценообразования нужно выработать, зафиксировать и применять при заключении контрактов.

Когда задумывалась эта статья, то хотелось изложить какие-то новации в сфере контролируемых операций, но вопросы, возникающие у клиентов, возвращают к истокам: какой всё-таки метод выбрать при подаче отчета? Отвечаю: метод нужно выбирать в момент заключения сделки и далее собирать документацию. Уже. Сейчас. И быть готовым к проверке. Всегда. Так как требования растут день ото дня и их соблюдать будет всё сложнее.

Итак, рассмотрим еще раз методы определения трансфертной цены.

Налоговое законодательство позволяет выбрать любой из предложенных статьёй 39 Налогового кодекса Украины (кстати они перекликаются с методами, разработанными ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития)):

1.Метод сравнительной неконтролируемой цены – определяет для товара либо услуги цену, сходную с ценой на идентичные продукты. Этот метод является приоритетным (comparable uncontrolled price (CUP))

2. Метод цены перепродажи рассчитывается из сложения изначальной стоимости, наценки и расходов, прямо или косвенно связанных со сбытом товара или услуги (resale price method)

3. Метод «затраты плюс» применяется для расчета цены исходя из себестоимости, которую определяет продавец, и наценки, сопоставимой с таковой для аналогичных компаний (cost plus method)

4.Метод чистой прибыли формируется ориентацией на показатели рентабельности аналогичных операций между несвязанными компаниями и используется в том случае, когда нельзя использовать первые три метода (transactional netmargin method)

5.Метод распределения прибыли закладывает в цену фактор распределения выгод сделки между участниками и используется в сделках с эксклюзивными товарами (услугами), или если у одной из сторон есть нематериальный актив, который существенно влияет на уровень рентабельности (profitsplit method)

Как видим, все методы построены на сравнении цен или рентабельности. Собирайте на протяжении всего года как можно больше информации по сделкам (сопоставимым и не очень) – обязательных источников для информации нет. Если информации по сделкам недостаточно – создавайте её сами: осуществите поставку на несвязанное лицо на сопоставимых условиях. Просчитайте свои сделки по разным методам, сравните, выберите самый оптимальный.

Налоговый кодекс не предусматривает конкретики в выборе метода. Поэтому, прежде чем остановить свой выбор на каком-либо методе, подготовьтесь обосновать, почему именно этот метод следует применять, причём письменно – это документ, и он должен быть в документации по ТЦО. Не забывайте о приоритетности методов. Потому что, выбрав четвёртый метод, вам необходимо обосновать, почему три первых вам не подходят.

Определение трансфертных цен — это процесс, основанный на фактах и суждениях. Его можно упростить, установив несложный набор правил и политик, согласно которым налоговые органы будут безропотно принимать во внимание цены заключенных вами контрактов.