Логистика — «узкое горлышко» для украинского агрария

Гевондян Ара, «Старые кувшины», 2013 г.
794
Гевондян Ара, «Старые кувшины», 2013 г.

Украинский аграрный рынок воспринимается как один из ключевых не только внутри страны, но и нашими зарубежными партнерами. Аксиома «Украина - житница Европы» – знакома всем, как и утверждение, что украинские аграрии пока не достигли своего рыночного максимума.

На сегодняшний день украинский аграрный рынок производит 60-80 млн. тонн зерна. Притом, что потенциал роста оценивается в 100 – 120 млн. тонн. Эти показатели достижимы в ближайшие годы, если будут соблюден ряд условий.

Эти условия можно поделить на два вида: те, на которые могут влиять производители, и те, которые зависят от видения развития отрасли государством. Улучшение технологий обработки полей и урожая, использование лучших гибридов, внедрение инновационных подходов – это все зона ответственности отдельно взятого агропредприятия или фермера.

А вот то, что касается логистики сырья – на мой взгляд, все же зависит от государства. В его интересах повысить заработки аграрного бизнеса. С чего начать? Например, чтобы увеличить доход агрария, прежде всего, уменьшить его расходы на логистику.

Логистика – общее место и «узкое горлышко» для всех аграриев, за редким исключением крупных игроков.

Украинское агросырье со всей страны стекается в порты. Не важно, сколько денег ты потратил на дорогу, тонну зерна у тебя и у твоего конкурента купят за одну и ту же цену. Например, из $1 тысячи, которые платят в порту (при себестоимости $300), кому-то логистика обходится в $100, а кому-то – значительно дороже.

Ключевой путь, по которому товар доставляют в порт, - железная дорога, она уже загружена под завязку. И в ближайшее время вряд ли будут строиться новые железные ветки или новые автомобильные дороги.

Не так давно мы общались с американскими партнерами из крупной аграрной компании, которые заинтересованы в строительстве речных элеваторов. Они заявили, что были бы готовы вкладывать средства в очистку русла Днепра, например, в то, чтобы срезать пороги, которые мешают вести судоходную деятельность, при условии, что у государства будет концепция работы портов, которая позволит обеспечить судоходность главной речной артерии.

На сегодняшний день отрасль сельского хозяйства Украины готова к реализации инвестиций от 5 до 10 миллиардов долларов в год. Из них украинские инвесторы готовы инвестировать около $2 млрд. в год собственных средств, остальные средства необходимо привлекать.

Министр АПК Тарас Кутовой справедливо заявляет: для того, чтобы больше зарабатывать, нужно повысить переработку сырья внутри страны. Я абсолютно с этим согласен.

Но если смотреть объективно, то инвесторы готовы больше вкладывать в инфраструктуру для хранения и логистики сырья, нежели в переработку.

И мне кажется, что логично сначала увеличить доход аграриев, проанализировав существующую инфраструктуру и инвестировав в инфраструктурные проекты.

Интересное решение для отечественной агроотрасли, например, предложил Канадский зерновой кооператив. Он объединил более 40 фермерских хозяйств в Василькове Днепропетровской области, владеющих от 100 до 500 га земли. И профинансировали первый кооперативный элеватор, в котором 60% средств поступил за счет канадского гранта, 40% - инвестиции фермеров.

Что это дает фермерам? Во-первых, уменьшается логистическая цепочка, экономятся средств на погрузку-разгрузку. Они сразу везут свою продукцию на свой элеватор, за работу которого они платят справедливую цену. Во-вторых, объединяясь с другими такими же фермерами, они формируют более крупную партию сырья, а значит, получают за каждую тонну более привлекательную цену.

По такому же принципу государство могло бы выдавать гранты или кредитовать фермерские громады именно с целью построения инфраструктурных объектов. А те в свою очередь могли бы полученную прибыль вкладывать в развитие своего регионального рынка. Например, упомянутый мною кооператив вторую очередь элеватора уже будет строить исключительно за свои средства.

Американские бизнесмены, которых я уже вспоминал ранее, похвастались, что поставляют говядину аж в Саудовскую Аравию. И будь у них в Украине партнеры-животноводы, они могли бы наладить совместное производство и продавать украинскую говядину под своим брендом. Все-таки из Украины доставка ближе. Это только одна из немногих идей, которые могли бы реализовать те самые фермерские кооперативы, или просто отдельные агропредприятия. И нам, и иностранцам нужна дешевая логистики.

Министерство АПК может найти такие «точки роста», которые требуют не столько финансовых инвестиций, сколько, как говорят американцы, think different, умения думать по-другому и видеть новые возможности.

Профильное министерство делает ставку на увеличение производительности переработки. Но, на мой взгляд, не стоит недооценивать наши позиции на сырьевом рынке: там у нас есть свои квоты, мы отвоевали свои рынки. А вот если говорить о конечном продукте – здесь нам придется порядком поработать. Сначала надо вложить средства в маркетинг украинского продукта, чтобы на мировом рынке «Made in Ukraine» стало уважаемым брендом. Этому можно поучиться, например, у Чили.

Когда чилийские виноделы достигли своего рыночного предела внутри страны, чилийское государство открыло по миру ряд торговых представительств, которые продвигали не конкретную марку, а «Чилийской вино». Теперь мы с удовольствием покупаем вино из этой страны, нисколько не вникая, какой конкретно марки.

Когда же наши компании в одиночку выходят на мировые рынки, они попадают в жёсткую конкурентную среду, борьбе в которой не всегда ведется честно.

Параллельно с решением стратегической задачи, стоит еще больше укрепляться в своих «сырьевых позициях».

Помидоры, выращенные в Марокко, упакованные в Голландии, продающиеся в украинских супермаркетах – эта цепочка демонстрирует, что для производства конечного продукта (даже если это просто упаковка) необходимы крепкие рыночные позиции. Мы пока не умеем продавать себя. Даже в тех отраслях, где уже производим хороший конечный продукт.

Чтобы выходить на глобальные рынки в качестве производителя, необходима инфраструктура, маркетинг и глобальная стратегия. Длинный путь можно разбить на короткие отрезки и шаги, достигая улучшения на каждом этапе. Например, расширив «узкое горлышко» - сделав логистику дешевле. Нам пора готовиться к многостороннему партнерству ради своих интересов.