Горькая правда о сладком бизнесе

Франсиско Гойя, «Паломничество к святому Исидору», 1792 г.
2090
Франсиско Гойя, «Паломничество к святому Исидору», 1792 г.

Когда зарегистрировали торговую марку «АВК» ровно 25 лет тому, мы планировали создавать современный бизнес, идущий в ногу со временем. Отрадно, что все получается, как и хотели. Почти…

«АВК» – мой первый ребенок и, к слову сказать, ровесник Украины. В этом бизнесе часть и моей души, и души каждого из нашей профессиональной команды. К нынешнему юбилейному для нас году мы много готовились – такое раз в жизни бывает! Но кое-что пошло не по плану.

Сперва Российская федерация ввела эмбарго на поставки украинских сладостей в 2014 году. Там мы имели 6% рынка шоколадной продукции. В результате компания лишились 70% доходов. Наверное, наши российские коллеги по кондитерскому цеху не нашли иных способов конкурировать с нами, кроме как перекрыть границу. Из-за эмбарго мы также потеряли распределительные центры на российской территории, где лежало готовой продукции на $20 миллионов.

Потом разразилась война на Востоке Украины, и с января 2015 года вступил в силу официальный запрет на сообщение с неподконтрольными территориями. Мы были вынуждены закрыть фабрики в Донецке и Луганске – на тот момент две трети наших производственных мощностей. Мы официально уволили всех сотрудников, работавших в ЧАО «АВК». Осознавая, что работать на оккупированной территории мы не можем никак, пришлось зарегистрировать новое юридическое лицо в Киеве – ООО «АВК Конфекшинэри».

За 23 года до войны у ЧАО «АВК» была кристально чистая кредитная история. А потом все обрушилось, мы потеряли колоссальные средства, отношения с банками стали натянутыми. И все это время мы, никуда не прячась, пытались достучаться до кредиторов, убеждая, что отвечаем за долги ЧАО «АВК». Хотя у нас новое юрлицо, мы никуда не исчезли из рынка. Вот наша репутация, вот 25 лет качественной истории. В настоящее время мы все еще находимся в долговых спорах, но при этом нашли определенные точки соприкосновения и понимание со «Сбербанком России». Договорились играть в длинную – ждем, когда все разрешится. Там у них главный вопрос – живо ли производство, целы ли залоговые активы на оккупированной территории. Кто его знает, живо оно или нет? СМИ рассказывает, будто там какие-то люди хозяйничают, что-то делают – главное, чтоб производственные линии на металлолом не порезали.

А с «Проминвестбанком» было сложнее - мы не могли достучаться до прежнего руководства. Сейчас там уже новые профессиональные украинские руководители, с которыми наша команда нашла понимание. В ближайшие время мы закроем все вопросы по обязательствам, поставим жирную точку и будем дальше развиваться.

И все же мы выжили и уверены в своем дальнейшем росте. Пусть и потеряли $150-200 млн, вложенных в передовые производственные линии Луганской и Донецкой фабрик, зато мы сохранили самое ценное – торговую марку, репутацию и своих специалистов. Сотням работников мы оплатили переезд и проживание, предложили работу в Киеве и Днепре. Пусть российский рынок для нас закрыт, зато спрос на сладости «АВК» растет в десятках других стран. Мы на все сто процентов гарантируем высокое качество продукции, соответствующее международным стандартам, а качественный продукт способен продавать себя сам.

Покупательские способности украинцев сейчас не на высоте. Но сладости люди будут покупать всегда, поднимая себе настроение. Мы отвечаем на новые условия новыми предложениями – делаем, например, больше весовых конфет, горсть которых может позволить себе каждый. Стараемся больше использовать местное сырье, натуральные украинские ингредиенты. За последние два года компания выпустила 140 тысяч тонн кондитерских изделий на сумму более 5,8 млрд гривен. Наша доля рынка сегодня около 7%, но в ключевом для нас сегменте – шоколадном – у нас около 20%.

Выдвигая строгие требования к качеству сырья, мы косвенно влияем на развитие здоровой конкуренции среди поставщиков. Активно загружаем работой отечественных машиностроителей в Харькове, Днепре – у нас уже четыре украинские производственные линии работают.

Вот уже 25 лет, как мы не стоим на месте. Мы многого достигли, и нам есть чем гордиться. Уверен, следующие 25 лет пройдут не менее результативно.